Новый Большой дворец

После казуса с Баженовым Казаков, зная нрав венценосной заказчицы и будучи наслышан про романтический восторг, который она испытала, увидев Царицыно, прекрасно понимал, что «довести до ума» это дворцовое поместье «для услад» он может в единственно возможном ключе — великолепном. И это ему удалось. Хотя он нисколько не сковывал себя в фантазиях, иначе изменил бы своему таланту, дару божьему. И не посягал на находки, сделанные Баженовым в его генеральном плане «Строение в селе Царицыне близ Москвы». К тому же в конце XVIII в. классицизм в России как архитектурный стиль еще не имел жестких канонов, а для Москвы, города тогда не столичного, некоторые вольности тем более не возбранялись. (В нашем списке достопримечательностей мы приводим исторические даты создания всех сооружений Царицына, чтобы было понятно, откуда берет начало этот не повторенный более никем стиль, сотворенный двумя великими архитекторами России.)

Новый Большой дворец стал доминирующим в общем ансамбле. Казакову удалось даже подчеркнуть готический колорит, замысленный Баженовым, лестничными маршами, башнями, формами окон, да так, что дворец стал похож на средневековый замок, но таким образом, чтобы было видно — это не слепое подражание, а тонкая стилизация. Тем временем Екатерина охладела к своему подмосковному «Царскому Селу», а в 1793 г. даже велела Казакову уменьшить Большой дворец на один этаж.

После смерти Екатерины монаршие особы интереса к Царицыну не проявляли. Имение пустовало и приходило в запустение. Пока через 10 лет, уже в XIX в., за дело не взялись архитекторы И. В. Еготов и П. С. Валуев. Их авторству (в основном Еготова) принадлежат каменные павильоны и беседки «Миловида», «Нерастан-кино», «Храм Цереры», изящные мостики. К баженовскому парку они добавили новые аллеи и возвели новые оранжереи, в которых выращивались в довольно большом количестве фрукты и цветы, славящиеся во всей Москве. К середине XIX в. Царицыно превратилось в дачную местность. Дачи здесь строили или снимали писатели и художники, и некоторые даже запечатлели в своих произведениях меркнущую красоту Царицына. В 1960-х гг. попытки реставрации были, но эпизодические: средств на это хронически не хватало. Масштабные реставрационные работы начались с 2004 г., когда Царицыно было передано в ведение городского хозяйства столицы.

Добавить комментарий

Comment
Name*
Mail*
Website*